Практика взыскания долгов с позиции права должна быть разделена на несколько этапов, однако, в отечественной практике этот вопрос как правило оказывается объединен единой линией. И вот почему.
Первый этап в общем случае заключается в «просуживании» задолженности. В редком случае удается достигнуть договоренности путем переговоров и придать им соответствующую юридическую форму – хотя с этого почти всегда надо начинать, и, если найти общий язык с Вашим должником самостоятельно не удается – мы готовы оказать в этом помощь. Не получили пока в России распространение процедуры примирения, в том числе медиации, в отличие от некоторых зарубежных стран. Вы спросите почему? Да потому, что в этом разделе мы рассматриваем подавляющее число «споров», когда правового спора с должником на самом деле нет – а есть только его нежелание платить. Иногда оно продиктовано трудным финансовым положением и фактической неплатежеспособностью, а очень часто – банальной недобросовестностью.
Второй этап состоит в принудительном исполнении решения суда (исполнительное производство). Да, к сожалению, в ситуации, описанной выше, должник обычно заранее понимает, что право не на его стороне, но рассчитывает на то, что «суровость законов компенсируется необязательностью их исполнения». В некоторых странах, например в Казахстане, государство не обладает монополией на деятельность по принудительному исполнению судебных актов, и существует институт частных судебных исполнителей. В России же такую деятельность легально может осуществлять только ФССП, должностные лица которой, однако, без должного контроля со стороны участников исполнительного производства очень плохо справляются с возложенными на них задачами. И в этом случае мы готовы прийти на помощь и обеспечить надлежащую правовую поддержку.
Третий этап наступает тогда, когда исполнительно производство в силу определенных причин не дало результата. Либо должник на самом деле является несостоятельным, банкротом, и не обладает никаким имуществом (в ситуации, когда имущества просто недостаточно для удовлетворения требований всех кредиторов, заявление о банкротстве кредитором, действующим в первую очередь в своем интересе, как правило не подается), либо обращение взыскания на такое имущество в рамках исполнительного производства затруднено. Тогда очень часто арбитражный управляющий, при должном подходе и взаимодействии, может сделать то, что судебному приставу оказалось не под силу. Например, в рамках процедуры банкротства привлечь фактических владельцев бизнеса (контролирующих должника лиц) к субсидиарной ответственности. Или оспорить некоторые сделки должника. Или оформить надлежащим образом права должника на некоторое имущество, которое в дальнейшем составит конкурсную массу. Надо отметить, что наряду с возможностями, банкротство должника таит для кредиторов и определенные риски – ведь в общем случае итогом банкротства является освобождение должника от обязательств, или прекращение юридического лица. Поэтому к данной процедуре надо подходить внимательно и обдуманно.
То же самое касается и должника. К большому сожалению, интернет пестрит откровенно мошенническими рекламными предложениями «Списания долгов с сохранением имущества», «Амнистии по кредитам» и.т.д. Решаясь пойти на процедуру банкротства (а речь именно о ней!), важно понимать, что синонимом банкротства, и это видно даже из названия федерального закона, является несостоятельность. Скрыть имущество при этом наверняка не удастся, а за саму попытку этого предусмотрена уголовная ответственность по ст. ст. 196, 197 УК РФ (в зависимости от примененного способа). Да, ответственность по этим статьям не слишком сурова. И приговоры то по ним нечасты! Но – раскрываемость по всем преступлениям в общем по РФ по статистике колеблется год от года на уровне около 50%. Но может ли это быть аргументом, чтобы совершить, например, кражу или ограбление? Мы уверены, что нет! Важно знать, что реестры лиц-банкротов публичны и доступны для всеобщего ознакомления без каких-либо ограничений. И если законодательно правовые последствия банкротства довольно ограничены, (для физических лиц – в первую очередь невозможностью вести бизнес и практически брать кредиты в будущем), то как отнесутся Ваши потенциальные партнеры, работодатели, обнаружив в этих реестрах Ваше имя?!
Не более радужная ситуация и при банкротстве юридических лиц. Если лет 15 назад то, что участник (или руководитель) юридического лица не отвечает по обязательствам этого юридического лица было почти аксиомой и составляло саму суть правовой конструкции юридического лица, чье имущество обособленно, то сегодня законодательство и судебная практика изменили ситуации почти на 180 градусов. Даже на первый взгляд постороннее лицо нередко привлекается к субсидиарной ответственности по долгам юр. лица, и повод к этому может быть весьма несущественный – например, неполное отражение объектов в бухгалтерском учете (а всегда ли у малого бизнеса в бухгалтерии все гладко?!). И избавиться от этого долга практически невозможно, поскольку от такого рода обязательств физические лица не освобождаются даже после личного банкротства!
Тем не менее, если Вас постигла пренеприятная ситуация, когда Вы, или Ваша организация действительно находятся в состоянии банкротства, то подача заявления о банкротстве и проведение соответствующей правовой процедуры являются не только единственным возможным выходом из ситуации, но и законной обязанностью. И в этом случае мы поможем Вам пройти процедуру, во всем учитывая и охраняя Ваши интересы на максимальном уровне, гарантированном Законом.